«Российские самолеты здесь. Мы тоже»Российские военные самолеты снова видны в небе как в Прибалтике, так и у европейских берегов. Как бы то ни было, за ними по пятам следует В«воздушная полицияВ» НАТО. Французские летчики рассказывают о напряженных, но пока не приводивших к инцидентам встречах. На тренировках они отрабатывали каждый шаг тысячи раз. Только сейчас все по-настоящему. И когда раздается тревога, у них есть всего несколько минут, чтобы надеть комбинезон и запрыгнуть в самолеты. Сколько минут? Оба летчика вопросительно смотрят на лейтенанта, которую отправила пресс-служба вооруженных сил, но она лишь качает головой: эти сведения должны остаться конфиденциальными. В любом случае, по их словам, все происходит В«очень быстроВ», в чем и заключается принцип В«постоянного дежурстваВ»: круглосуточная готовность к вылету для идентификации и в худшем случае нейтрализации угрозы в воздушном пространстве страны. В«Рыцарь и его оруженосцыВ» Мы находимся на базе 116 в нескольких километрах от Люксей-ле-Бен в департаменте Верхняя Сона. Здесь работают более тысячи человек, которые обслуживают горстку пилотов. В«Таков принцип ВВС: он — рыцарь, а мы — его оруженосцыВ», — улыбается старший сержант Анри. Они с товарищами служат в особом подразделении, группе В«1/2 АистыВ», которая занимается исключительно воздушным патрулированием. Их легко узнать по В«рабочему инструментуВ», выкрашенному в серо-голубые тона Mirage 2000-5F с ракетами воздух-воздух. Каким был их последний вылет? Перехват 9 февраля двух Ту-160, которые прилетели с севера, подняв на уши силы ПВО половины европейских стран, а затем совершили разворот у Бискайского залива и взяли курс на Россию. Этот сверхзвуковой стратегический бомбардировщик получил прозвище В«Белый лебедьВ» и может нести до 40 тонн оружия, в том числе ядерного. Эта жемчужина российских ВВС в последнее время все чаще появляется у берегов западных стран. 23 вылета Как бы то ни было, для В«АистовВ» россияне — старые знакомые. Четыре Mirage только недавно вернулись с базы у литовского города Шяуляй, где они обеспечивали оборону Прибалтики в рамках постоянной миссии НАТО. За четыре месяца им пришлось совершить 23 вылета по тревоге для проведения миссий по В«наблюдению, контролю и идентификацииВ», как подчеркивают в штабе, предпочитая избегать слова В«перехватВ». В«Это было бы неверно, потому что россияне ни разу не нарушили воздушное пространство ПрибалтикиВ», — объясняет командир группы полковник Исак Диаките (Isaac Diakité). То же самое касается и двух Ту-160, которые пролетели 9 февраля вдоль берегов Бретани, не нарушив установленную черту в 12 морских миль. К чему тогда эти срочные вылеты? Отключенный транспондер, отсутствие плана полета и наличие сомнений уже являются достаточными причинами, чтобы поднять тревогу. Mirage всегда летают парами, и сближение проходит по четко установленному протоколу: лидер подлетает ближе к цели, чтобы установить модель и регистрационный номер, а также сделать снимки, тогда как его напарник следит за обстановкой. В«Иногда мы машем друг другу рукойВ» Лоису, одному из французских летчиков, пришлось запрыгивать в самолет в день прибытия эскадрильи в Шяуляй в начале сентября. Ему запомнилось это из-за сложностей с вылетом: сумерки на взлетной полосе и непроглядная ночь над Балтийским морем. В«Пришлось включить прожектор, чтобы понять, с кем мы имеем делоВ», — вспоминает он. Тогда это был транспортный самолет Ан-26. Затем, через несколько недель все это стало В«почти рутинойВ». В«Мы делаем снимки, россияне тоже. Иногда мы машем друг другу рукой. Каждый делает свою работуВ», — говорит молодой капитан. В«Самое важное — холодная головаВ», — добавляет другой пилот Николя. « отличие от прибалтов у нас нет с ними никакого исторического пассива. Россияне нам не враги. Они здесь? Ну и что, мы тожеВ», — продолжает он. Заполненный коридор За четыре месяца в Литве Николя, Лоис, Анри и прочие видели немало самолетов с красной звездой в небе над Балтийским морем: военные транспортники, бомбардировщики и истребители, поодиночке или в группах. В«Иногда они с оружием, иногда нетВ», — уточняет полковник Диаките. Все идут по одному воздушному коридору, который связывает север России с Калининградской областью: настоящая и сильно загруженная воздушная магистраль. Запад внимательно следит за ней, так как подозревает, что россияне могут доставлять в Калининград самое разное военное оборудование, в том числе на борту гражданских самолетов. Как бы то ни было, их появление не вызывает особой тревоги у французских летчиков. В«Когда нам приходится делать вылет во Франции, причин для того может быть намного больше: терпящий аварию туристический лайнер, похищение самолета, беспилотник… В Прибалтике все ограничивается россиянамиВ», — объясняет Николя. В любом случае, легкой прогулкой миссию тоже не назвать, отмечает полковник Диаките: В«Напряжение ощущается постоянно. Мы понимаем, что любой инцидент может повлечь тектонические последствия на международном уровнеВ». Видимо, по этой самой причине Франция мало говорит об этих операциях и, в отличие от британцев, испанцев и бельгийцев публикует крайне мало фотографий В«встречВ» с россиянами в небе. По данным Министерства обороны Литвы, обеспечивающие безопасность Прибалтики самолеты НАТО совершили 110 экстренных вылетов за 2016 год. Александр Леви (Alexandre Lévy) Фото: РИА Новости, Скрынников Теги: ИноСМИ
<Рейтинг статьи:
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.