Большая подменаКто и зачем на Воронежском механическом заводе заменял блоки с использованием драгметаллов для «Протон-М» Программа запусков с космодрома «Байконур» оказалась под угрозой срыва. По распоряжению руководства «Роскосмоса» с космодрома отозваны и отправлены на завод все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей «Протон-М», выпущенные в последние годы. Причина – заводские «оптимизаторы» заменяли блоки с использованием драгметаллов на «неликвидные компоненты». Следствие разберется По данным «Коммерсанта», дефект выявили во время огневого испытания одного из жидкостных двигателей второй ступени ракеты-носителя «Протон-М». При этом по бумагам двигатели проходили как произведенные в полном соответствии с технической документацией. «По документам, которые подписывали проверяющие, двигатели в полном порядке», – приводит издание слова источника. Кто и на каком этапе заменял детали с драгметаллами на обыкновенные, нежаростойкие, а также кто и почему не заметил подмену, выяснят ФСБ, прокуратура и Следственный комитет. Пока что принято решение все двигатели (РД-0210/0211 – вторая ступень ракеты и РД-0213/0214 – третья ступень) вернуть даже не на завод-изготовитель (Воронежский механический завод, ВМЗ), а на НПО «Энергомаш» – считается, что там качество работы намного выше. Кроме того, к НПО относится Конструкторское бюро химавтоматики, в котором разрабатывались двигатели. Эта «техническая пауза» будет иметь серьезные последствия: в 2017 году «Роскосмос» должен произвести 27 пусков, и не менее восьми из них – это пуски «Протонов». Три спутника «Глонасс-М», военный спутник связи «Благовест», геостационарный спутник связи EchoStar 21, телекоммуникационные спутники Hispasat 30W-6 (1F) и Asiasat 9), гидрометеорологический аппарат «Электро-Л №3», два пуска по заказу Военно-космических войск, несколько коммерческих пусков… «Будет проведена полная комплексная проверка каждого отдельного изделия, нам важно сократить дефективность изделий на ВМЗ», – приводит «Коммерсант» слова специалистов. Это означает, что запуски придется перенести на несколько месяцев. В лучшем случае «Протон» вместо февраля полетит разве что в июне-июле. И эти несколько месяцев задержки обойдутся в крупную сумму: штраф за перенос сроков пуска составляет несколько процентов от стоимости. Знать, оно не в первый раз Официальная позиция «Роскосмоса» такова: на предприятиях идет всеобъемлющая проверка качества продукции, «этим объясняются и возможные задержки пусков ракет-носителей «Протон». Проверят, как сообщает пресс-служба, даже те параметры, которые «не изучались десятилетиями». При этом Воронежский механический завод не первый раз упоминается в контексте «космических проблем». Только в декабре 2016-го это случалось дважды. 1 декабря – в связи с падением транспортного грузового космического корабля «Прогресс МС-04», 28 декабря – в связи с переносом пуска ракеты «Протон-М», которая доставляла космический аппарат связи EchoStar-21. Как выяснила комиссия «Роскосмоса», «Прогресс» упал из-за производственного дефекта двигателя 11Д55, который был выпущен на заводе в Воронеже. EchoStar-21, как выяснилось, вовремя запустить не смогли, поскольку в рулевых двигателях одной из ступеней ракеты-носителя был обнаружен мусор. Двигатель был также произведен ВМЗ. Следствием проблем, по всей вероятности, стал также отзыв для проверки двигателей, установленных на ракетах-носителях «Союз-ФГ» и «Союз-У», и замена на аналоги из другой серии. Старт «Союзов» назначен на 21 февраля и 27 марта. А в остальном, прекрасная Маркиза… 20 января на Воронежском механическом заводе состоялось совещание с участием главы «Роскосмоса» Игоря Комарова. Посвящено оно было вопросам повышения качества космической техники, которую выпускает ВМЗ, и завершилось увольнением генерального директора предприятия. Иван Коптев ушел «по собственному желанию в связи с неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции». Формулировка так себе… Но могло быть и хуже. На ожидаемый вопрос: «Посадки будут?» ответа пока нет. Предстоит выяснить, по каким причинам производились подмены, в каком масштабе. Сколько двигателей придется перебрать, сколько запусков отодвинуть. И да – сколько штрафов и неустоек заплатить.
<
Рейтинг статьи:
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.