Китай выходит на Карс через Среднюю Азию и Закавказье3 Хонг Жэнг. Китай. Великий шелковый путь Мало что изменилось с 2009 года.События лишь ускоряются. Турция, Грузия Азербайджан, Казахстан и Туркменистан планомерно встраиваются в китайско-британский проект В«Шелкового путиВ», который на южном направлении идёт в обход России. Не случайно министр транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан рапортует о завершении строительства железной дороги В«Баку — Тбилиси — КарсВ» (БТК) в конце июня 2017 года. В Анкаре уже готовятся к церемонии открытия магистрали, которую планирует посетить президент Реджеп Эрдоган, заложивший на реализацию БТК свою политическую карьеру. Цена вопроса — приоритетное участие Турции в В«Экономическом поясе Шелкового путиВ» с суммарным инвестиционных потенциалом в $21 трлн. Грузинский участок проекта БТК был достроен ещё в апреле с.г. Маршрут состоит из железной дороги Карс — Ахалкалаки протяженностью 98 км, из которых 68 км приходится на территорию Турции, а 30 км — Грузии. Стройка также охватила 183-километровый участок железной дороги Ахалкалаки — Тбилиси. Что касается транспортного потенциала БТК, то он оценивается в 17 млн тонн грузов в год. Анкара не останавливается на достигнутом, предлагая проект железной дороги Карс — Ыгдыр — Нахичевань. В«Президент и премьер-министр Турции внимательно наблюдают над процессом строительства БТК. Этот коридор является крайне важным для Турции, так как привлечет значительную часть грузоперевозок на турецкую территориюВ», — заявил Арслан, уточнив, что путь свяжет грузопотоки из Китая, Казахстана и Туркменистана. В схожем ключе рассуждает заместитель премьер-министра Турции Тургул Туркеш, называя КНР В«ключевым долгосрочным союзникомВ» Анкары. По словам Туркеша, В«Китай является вторым по величине внешнеторговым партнёром Турции и главным контрагентом Анкары в Азии по итогам 2016 годаВ». С учётом того, что главный экономический партнёр Турции — страны Евросоюза, на саммите В«Шелкового путиВ» в Пекине (14 — 15 мая с.г.) Эрдогану и председателю КНР Си Цзиньпину будет о чем поговорить. Тем временем газета Daily Sabah рапортует о реализованных на территории Турции инфраструктурных проектах: Евразийском автомобильном тоннеле (Eurasia Tunnel) по дну Босфора, о котором русскоязычная Wikipedia предпочитает умолчать; Мост Султана Селима Явуза, который предназначен как для автомобилей, так и для железных дорог; проект Баку-Тбилиси-Карс, а также железнодорожная ветка Карс — Эдирне, выводят грузопотоки напрямую к границе с Евросоюзом.Пекин обхаживает Баку. В«Азербайджан поддержал инициативу создания Экономического пояса В«Шелкового путиВ» и имеет большой потенциал для участия в данном проектеВ», — цитирует В«СиньхуаВ» посла КНР в Азербайджане Вэй Цзяньхуа, который выступил 28 апреля в Бакинском государственном университете. И здесь дело не в политесе, а в новых геополитических реалиях, которые формируются на наших глазах. Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров говорит о них открыто, сравнивая БТК с проектом Багдадской железной дороги (см. подробнее московскую пресс-конференцию с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым от 6 марта с.г.). 2 Визит немецкого кайзера Вильгельма II в Турцию в октябре 1917 года Разумеется, исторические аналогии — дело опасное, но зато отрезвляющие. Достаточно вспомнить, что строительство Багдадской железной дороги через территорию Османской империи продвигалось американским финансово-промышленным капиталом через кайзера Вильгельма II,который намеревался построить Великогерманию на обломках старой Британской империи. Дело закончилось Арабским восстанием 1916 года и сжатием османских владений до границ современной Турции. Теперь ситуация развивается в обратном направлении. 16 апреля Реджеп Эрдоган одержал неуверенную победу на референдуме, которая тем не менее открыла ему путь к возрождению султаната. Пекин вздохнул с облегчением: инвестиции в железнодорожные проекты пока в сохранности. В«Долгосрочные инвестиции Пекина в Турции будут прибыльными, если наделенный расширенными полномочиями президент сохранит контроль над внутренней политикой страныВ», — пишет гонконгская South China Morning Post, обозначая Стамбул и Сиань (провинции Шэньси) как две опорные точки В«Шелкового путиВ». Далее обозреватель китайского издания Фар Ким Бенг пускается в апологетику Эрдогана: « период с 2002 по 2016 год под руководством Реджепа Тайипа Эрдогана — сначала премьер-министра, а затем и президента — Турция стала ключевой страной, гарантирующей стабильность Ближнего Востока, Европы и даже Северной АфрикиВ». Интересно, не так ли? Примечательно, что за две недели до голосования на референдуме министр экономики Турции Нихат Зейбекчи предложил Великобритании заключить (после её выхода из состава ЕС) соглашение о зоне свободной торговли. Влияние Пекина и здесь читается между строк.Более того, китайский фактор благоприятствует диалогу Азербайджана с Джибути, о чем свидетельствует визит в Баку председателя Национальной ассамблеи Джибути Мухаммеда Али Хумеда, который состоялся 3 мая. Стоит ли напоминать, что поездка прошла на фоне пятидневных турецко-азербайджанских учений, которые стартовали 1 мая. То есть морской и сухопутный В«Шелковый путьВ» подаются в пакете, что находит своё продолжение в инициативе Израиля по В«выдавливаниюВ» Ирана из Сирии. В этом смысле предложение президента США Дональда Трампа по В«зонам безопасностиВ» в САР— не только часть антииранской стратегии Пентагона, но и ставка американской элиты на южный транспортный коридор В«Шелкового путиВ» через Турцию, что отвечает долгосрочной британской стратегии по выдавливанию России из Закавказья, которая берёт свое начало в двух чеченских кампаниях (1994 — 1996 гг., 1999 — 2009 гг.).Тогда конфликт на Северном Кавказе позволил президенту Азербайджана Гейдару Алиеву выиграть время для лоббирования (в интересах американо-британского консорциума) транзита природного газа из стран Средней Азии в Западную Европу.С учетом обозначенных выше тенденций, союзнические отношения России и Турции являются фикцией, поскольку Анкара с подачи Лондона, Пекина и Вашингтона планомерно уничтожает (в ходе операции В«Щит ЕвфратаВ») транспортный коридор через Сирию, девальвируя тем самым позиции ВКС России в Латакии и Тартусе. В качестве бонуса НАТО открывает Турции дополнительные возможности для маневра в Закавказье,что никак не совместимо с интересами национальной безопасности России.Ситуацию ещё можно выправить. Для начала следует публично отвергнуть позорный план раздела Сирии на В«зоны безопасностиВ», предложенный американо-британскими колонизаторами. Иначе мы потеряем лицо.
<
Рейтинг статьи:
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.